Раннее обучение и развитие: плюсы и минусы

Вы решили отдать своего ребенка именно в центр раннего интеллектуального развития «Аистенок»?

В чем плюсы раннего обучения и развития.

Существует расхожее мнение, хотя оно уже присуще больше людям старшего поколения, что чем мы старше, тем нам легче чему-либо научиться. Однако истина состоит в обратном. Чем старше человек, тем больше он приобретает житейской мудрости, но чем он моложе, тем легче он воспринимает и запоминает факты.

Дети очень любознательны, они хотят знать прямо сейчас обо всем без исключения. А мы, взрослые, порой губим эту любознательность на корню.

Лесорубы сильны и мускулисты, потому что они каждый день рубят деревья. Очевидно, что мускулы развиваются тогда, когда их тренируют. Мозг, так же как и мускулы, развивается, когда его тренируют.

Вся задняя половина мозга состоит из проводящих сенсорных путей, которые можно разделить в соответствии с пятью органами чувств, благодаря которым мы видим, слышим, осязаем, ощущаем вкус и запах. Эти пять проводящих путей развиваются только тогда, когда работают. Иначе говоря, чем больше информации проходит через визуальный, слуховой, осязательный, вкусовой и обонятельный пути, тем лучше они будут функционировать. Чем меньше информации пройдет, тем медленнее они будут развиваться и менее эффективно работать.

У родившегося здорового ребенка эти пути не повреждены, но и не развиты. Именно световые, звуковые, осязательные, обонятельные и вкусовые импульсы проходят через эти пути, которые вызывают их рост и развитие. Вот почему маленькие дети должны читать, заниматься математикой, изучать языки и постигать великое искусство. Чтение, например, развивает визуальные пути. Прослушивание музыки великих композиторов развивает слуховые пути.

Утверждение о том, что ребенок готов к обучению чтению в 5-6 лет, не только абсурдно, но и опасно. Так легко можно опоздать и ребенок в результате всю жизнь будет волочиться за своими сверстниками, так и не догнав их.

То, что мозг нужно тренировать, известно нейрофизиологам уже более полувека. Это же бесспорно доказывают сотни опытов с животными. В данной области работали такие гении, как великий русский ученый Борис Клоссовский и выдающийся американский ученый Дэвид Креч.

 В течение многих лет Креч и его сотрудники в Беркли проводили такой эксперимент: они разделяли новорожденных крысят на две равные группы. Одна группа выращивалась в обстановке сенсорного голода, т.е. у них не было возможности видеть, слышать, осязать, чувствовать вкус и запах. Другая группа росла в богатой сенсорной  среде, где была масса возможностей видеть, слышать, осязать, чувствовать вкус и запах. Затем он исследовал умственные способности крыс: измерял, взвешивал и исследовал мозг под микроскопом.

Выводы Креча свелись к тому, что у крыс, испытавших сенсорный голод, мозг был маленький и неразвитый, а у крыс, которые росли в сенсорно богатой среде, мозг был большой, высокоразвитый и эти крысы обладали высокими умственными способностями. Его выводы были подтверждены в дальнейшем и другими учеными.

Маленькие дети должны плавать, заниматься физическими упражнениями, танцевать, и т.д. Они должны, потому что они могут и хотят и потому что их тело и мозг развиваются тогда, когда их тренируют, так же как и умственные способности.

 

Мозг обладает удивительнейшим свойством: чем больше в него поступает информации, тем больше он ее удерживает. 

 

Существует шесть функций мозга, присущих человеку. Каждая из этих функций является уникальной функцией коры головного мозга человека.

  1. Только человек способен к прямохождению.
  2. Только человек способен общаться на абстрактном, символическом, искусственно придуманном языке.
  3. Только человек способен сочетать свои «ручные» навыки с двигательными способностями, что делает возможным письменность.
  4. Только человек понимает абстрактную, символическую, искусственно придуманную речь, которую он слышит.
  5. Только человек способен идентифицировать объект по одному только прикосновению.
  6. Только у человека зрение устроено таким образом, что он способен читать написанное.

 

 

Все эти мозговые функции настолько тесно взаимосвязаны, что если вообразить себе каждую из этих шести функций в виде пушечного ядра и связать их между собой железной цепью, то окажется, что нельзя поднять одно из них очень высоко, не поднимая остальные на какую-нибудь высоту, большую или незначительную.

Так, ребенок, который умеет читать, с большей легкостью изучает математику.

И наоборот, невозможно снизить одну из этих функций, не снижая в некоторой степени другие функции.

 

Если вы можете улучшить одну функцию мозга, вы можете улучшить все функции.

 

 

Мы, люди, рождаемся с прекрасным даром homo sapiens. Это гены Леонардо, Шекспира, Эйнштейна, Моцарта и многих других. Но человеческий мозг – это дар, которым надо постоянно пользоваться. Мы все рождаемся с потенциальным мозгом великих людей (и негодяев); умственные способности – результат того, что мы с ним делаем. Умственные способности – результат мышления.

 

Современное общество ставит перед ребенком огромное количество задач. И уже ни у кого не остается сомнения в том, надо ли развивать ребенка до школы.

 

Что может настораживать в раннем обучении.

 

Итак, размышляя над тем, чем бы занять своего малыша, родители порой могут столкнуться с целым рядом проблем. Папа хочет, чтобы сын стал настоящим мужчиной, а значит стоит записать его в спортивную секцию, мама настаивает на изучении иностранных языков, бабушка расхваливает студию эстетического развития, где ребенка научат петь и танцевать… Какой выбор будет правильным, как не перегрузить ребенка, но и не упустить драгоценное время? Нельзя забывать о том, что даже самый маленький человек – это личность со своими желаниями и потребностями.

Большинство психологов полагают, что в раннем обучении упор должен делаться на гармоничное развитие личности. Каждому малышу, который рано или поздно перешагнет порог школы, полезно развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление, а также способность рассуждать. Занятия в студии помогут расширить его кругозор и обогатить внутренний мир. А когда ребенок начнет учиться в общеобразовательной школе, на все другие занятия останется так мало времени! Поэтому не стоит упускать время, когда ребенок может всесторонне развиваться.

 

Итак, вы отдали ребенка в центр раннего развития, обязательно следите за его эмоциональным состоянием:

  • Если ребенок вдруг отказывается идти в центр, обратите внимание, каким он выходит после занятий. Если ребенок весел и бодр, возможно, он просто не хотел отрываться от увлекательной игры или ленился одеваться. Если он выглядит усталым и подавленным, нужно бить тревогу.
  • Многие дети приходят в центр сразу после детского сада, не успев покушать. Решите эту проблему, взяв из дому несколько бутербродов. Обязательно дайте перекусить ребенку до начала занятия! Вряд ли он усвоит материал, если будет все время думать о еде.
  • Очень важно не перегружать ребенка информацией. Например, для детей 3-4-х лет посещение кружка 1-2 раза в неделю вполне достаточно для развития. После 5 лет число занятий можно увеличить до 4 раз в неделю.
  • Если во время обучения у ребенка неожиданно испортился характер, появилось заикание, малыш стал часто болеть, возможно, он реагирует таким образом на чрезмерное количество информации. Стоит подумать о снижении нагрузки.

Перегруженный малыш не имеет времени на нормальные игры со сверстниками и становится по-своему ущербным. Пусть он лучше развит физически, обладает большей суммой знаний, но у него нет самого драгоценного – умения общаться с людьми и жить среди них в реальном мире. Поэтому даже среди самого напряженного расписания ребенка отыскивайте время для игр со сверстниками, обыкновенной детской возни. Приглашайте гостей, устраивайте больше детских вечеров и праздников.

 

Цель наших занятий состоит в том, чтобы сформировать общую базу знаний и умений, на основе которой ребенок впоследствии легко освоит конкретные задачи, поставленные перед ним в рамках школьной программы.

Педагог-психолог МБУ ЦППМС помощи Сальского района.

Ткачева Татьяна Алексеевна.

 

Прокрутить вверх