1. Оцените необходимость говорить.
Какую цель вы преследуете? Иногда родителям сложно справиться со своей тревогой, и они решают вынести тревогу на ребенка. Пользы от такого мало. Детям дошкольного и младшего школьного возраста, если они не были свидетелями, нет необходимости рассказывать о случившемся. Если они были свидетелями чрезвычайной ситуации, скорее всего, им нужна психологическая помощь.
2. Постарайтесь не обсуждать при детях ситуацию.
3. Если ребенок уже узнал от вас или от других детей о случившемся, прежде чем что-то рассказывать детально. Подготовьтесь к разговору.
Признайте свои чувства, какими бы они ни были. Любые ваши чувства по отношению к происходящему нормальны. Люди реагируют на угрозы жизни и безопасности по-разному, но нормальна каждая реакция, если она в рамках закона. Да, то, что кто-то нарушает закон и законы бытия, это не повод нарушать закон вам.
Если не справляетесь с сильными чувствами, используйте практики работы с тревогой и сильными чувствами, обратитесь к психологу (сейчас многие специалисты дают и бесплатные консультации).
Выберите время, когда вы чувствуете себя относительно спокойно, стабильно, уверенно. Насколько это возможно, конечно.
4. Если вам трудно войти в это состояние, пусть разговор проведет тот, кто сейчас стабильнее.
5. Подберите слова, которые будут соответствовать возрасту ребенка.
6. Не выливайте свои чувства (злость, ненависть, тревогу, страх, нарочитое равнодушие) на детей. У детей могут быть свои чувства, которые не совпадают с вашими. И это тоже нормально.
7. Разговаривайте так, как у вас обычно принято говорить в семье — резкая смена тона и атмосферы, особенно ваши волнение, страх и слезы напрягут ребенка больше, чем конкретные слова.
4. Как построить разговор с ребенком?
Помните, что реакции детей на ваш рассказ будут разными, чувства ребенка могут отличаться от ваших. Ребенок может выслушать и безэмоционально отреагировать, может обесценить, может сказать «ну и что», не пытайтесь выдавливать из него других чувств.
Если ребенок наоборот излишне испугался, боится выходить из дома, бесконечно спрашивать про случившееся – будьте готовы. Такая реакция тоже возможна!
Признайте чувства ребенка. Это нормально — бояться в такой ситуации. Это нормально — злиться. И так далее. Любые чувства ребенка естественны.
Признания чувств недостаточно. Вам надо вывести ребенка на ощущение, что жизнь продолжается. Как? Словами, что вы вместе, аргументами, что вы предпринимаете, чтобы защищать себя. Что, если придется отменить какие-то планы, никуда не выходить, или куда-то уехать, что есть люди, которые помогают. Найдите подходящее в вашей ситуации.
Обсудите план безопасности. Что делаете для того, чтобы не попасть в такую ситуацию, что сделать, если вы вдруг окажетесь в похожей ситуации, оговорите действия, потренируйтесь.
Заканчивайте разговор чем-то хорошим — обнимитесь, почитайте книгу, поиграйте немного, посмотрите мультфильм, прогуляйте, если можете, составьте планы на вечер, на завтра… Ребенку важно видеть, что жизнь продолжается.
Повседневные занятия, режим дня, рутина — это рамки жизни, которые помогают держаться даже в самых сильных стрессах.
Одного разговора может не хватить. Не раздражайтесь. Говорите. В том числе говорите о своей любви к ребенку. С маленькими детьми можно увеличить количество обнимашек, тактильного контакта.
С подростками можно говорить более откровенно и серьезно: опирайтесь на факты, никаких домыслов и догадок, наоборот учите критически относиться к тому, что сейчас появляется в новостной ленте. Но все равно помните, для них точно так же важна ваша собственная стабильность и временная перспектива – что впереди есть то, ради чего жить.
Ольга Бочкова
Какую цель вы преследуете? Иногда родителям сложно справиться со своей тревогой, и они решают вынести тревогу на ребенка. Пользы от такого мало. Детям дошкольного и младшего школьного возраста, если они не были свидетелями, нет необходимости рассказывать о случившемся. Если они были свидетелями чрезвычайной ситуации, скорее всего, им нужна психологическая помощь.
2. Постарайтесь не обсуждать при детях ситуацию.
3. Если ребенок уже узнал от вас или от других детей о случившемся, прежде чем что-то рассказывать детально. Подготовьтесь к разговору.
![▪](https://vk.com/emoji/e/e296aa.png)
![▪](https://vk.com/emoji/e/e296aa.png)
![◾](https://vk.com/emoji/e/e297be.png)
4. Если вам трудно войти в это состояние, пусть разговор проведет тот, кто сейчас стабильнее.
5. Подберите слова, которые будут соответствовать возрасту ребенка.
6. Не выливайте свои чувства (злость, ненависть, тревогу, страх, нарочитое равнодушие) на детей. У детей могут быть свои чувства, которые не совпадают с вашими. И это тоже нормально.
7. Разговаривайте так, как у вас обычно принято говорить в семье — резкая смена тона и атмосферы, особенно ваши волнение, страх и слезы напрягут ребенка больше, чем конкретные слова.
4. Как построить разговор с ребенком?
Помните, что реакции детей на ваш рассказ будут разными, чувства ребенка могут отличаться от ваших. Ребенок может выслушать и безэмоционально отреагировать, может обесценить, может сказать «ну и что», не пытайтесь выдавливать из него других чувств.
Если ребенок наоборот излишне испугался, боится выходить из дома, бесконечно спрашивать про случившееся – будьте готовы. Такая реакция тоже возможна!
![▪](https://vk.com/emoji/e/e296aa.png)
![▪](https://vk.com/emoji/e/e296aa.png)
![▪](https://vk.com/emoji/e/e296aa.png)
![▪](https://vk.com/emoji/e/e296aa.png)
![▪](https://vk.com/emoji/e/e296aa.png)
![▪](https://vk.com/emoji/e/e296aa.png)
![▪](https://vk.com/emoji/e/e296aa.png)
Ольга Бочкова