Психологическая помощь детям через соработничество с родителями.

Психологическая помощь детям через соработничество с родителями.

Семейная атмосфера и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежития и воспринимают культуру через своих родителей. Семья – это первичная группа, в которой ребенок учится жить и формирует свои идеалы, систему ценностей.

Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В семье происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. Именно поэтому взаимодействие с родителями является одним из важных аспектов работы психолога.

Необходимость работы психолога с родителями основывается на существовании бесспорной связи между качеством домашнего воспитания и социальными проблемами общества.

Психолого — педагогическое просвещение, повышение психолого -педагогической культуры родителей способствует не только совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, но и повышает уровень положительного отношения и доверия к представителям психолого – педагогической общественности. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая психолого — педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс психолого — педагогического творчества.

В работе с родителями и детьми психолог может работать в формате как линейного, так и системного мышления. Очень часто педагогом-психологом используется линейная логика объяснения причин трудностей у ребенка и построения плана коррекции. Так, в случае плохой успеваемости ребенка психолог выясняет причину затруднений в усвоении школьной программы.

В качестве таких причин могут быть: низкий интеллект, высо­кая тревожность, гиперактивность, нарушение внимания, отсутствие мотивации учения и т. д. В зависимости от выявленной при­чины разрабатывается коррекционная программа и формулируются рекомендации для родителей.

В рамках системного мышления психолог исходит из того, что ребенок является частью семейной системы и причины его неуспеваемости надо, в первую очередь, искать в семье. Семья, как известно, — это сложная, динамическая система, основу которой составляют циркулярные процессы. Проанализировать семейные факторы развития лич­ности ребенка невозможно с помощью линейной логики. В системном консультировании одномоментно исследуем всю семейную систему.

С позиций системного подхода совершенно бесполезно работать отдельно с ребенком и родителем. В системном подходе приглашается вся семья и выясняется главный вопрос: что происходит в семье, когда проявляется симптом? 

Каково состояние семьи на данный момент в рамках всей России?

По данным  Федеральной службы государственной статистики количество зарегистрированных браков в России было следующее:

Год Браки Разводы % разводов
2000 897327 627703 70
2001 1001589 763493 76
2002 1019762 853647 84
2003 1091778 798824 73
2004 979667 635825 65
2005 1066366 604942 57
2006 1113562 640837 58
2007 1262500 685910 54
2008 1179007 703412 60
2009 1199446 699430 58
2010 1215066 639321 53
2011 1316011 669376 52
2012 1213598 644101 53
2013 1225501 666971 55
2014 1225985 693730 57
2015 1161000 611000 52
2016 985000 608000 61

Екатеринбург – 93 % разводов в 2015 г.

На территории Сальского района

год заключение брака расторжение брака %
2014 756 514 68%
2015 748 432 58%
2016 621 443 71%

За сухими цифрами — не только человеческие судьбы, но и судьба целого народа.

— Где же произошел обвал, черта, после которой начался шквал разводов?

Развод был огромной редкостью в царской России — развести могла только Церковь. Виновник развода чаще всего не имел права вступать в новый брак, что, конечно, заставляло людей хорошо подумать, прежде чем разрушать семью. Так что в огромной Российской империи в 1880 г. зафиксировано всего 920 разводов, в 1890 г. — 942. Согласно переписи населения в 1897 г. на 1000 мужчин приходился 1 разведенный, на 1000 женщин — 2 разведенные.

В 1913 г. по всей Российской империи на 98,5 млн православных был оформлен 3791 развод (0,0038%). Конечно, эти цифры свидетельствовали не о благополучии в семьях, а о жесткости законодательства. Бракоразводный процесс мог затягиваться на долгие годы из-за того, что супруги не являлись на суд или предъявляли встречные иски.

До 1917 года в России процент разводов составлял 3%. После революции произошла смена идеологий, а что такое идеология? Это наша система ценностей, по которым мы живем, это то, что для нас дорого, на что мы ориентируемся в своей жизни. Смена идеологий привела к революции семейных отношений, стали перестраиваться отношения внутри семьи на совершенно другие основы.

Логика была простая: до революции Россия жила в православной стране, а в православии все четко и гармонично.  В православной семье каждый знает, чего от него ждут близкие, никто в семье не сталкивается, у каждого свои обязанности.

 

Муж – глава семьи, т.е. он пользуется абсолютным авторитетом и с него самый большой спрос. Он должен материально обеспечить семью, он должен защитить, он должен продумать все, чтобы в семье все были счастливы. Он голова, он должен думать.

 

 

У жены совершенно другая задача. Она мудрая хранительница семейного очага. Женщины по своей природе более чувствительны, ранимы. У женщины лучше развита эмпатия, ей не надо объяснять, она сердцем чувствует, когда надо по головке погладить, когда – поругать, а когда – промолчать. Но женщина из-за чувствительности, если у нее нет духовных ориентиров, может и нанести очень большую рану своим близким. В православии жена – это мудрая, нежная, ласковая ПОМОЩНИЦА своему мужу, она мать, она хозяйка.

Дети в православной семье воспринимаются как дар Божий, и с детства у них воспитывается уважение к старшим. Это уважение подчеркивалось даже в мелочах. Мелочи – они объединяют семью, говорят о том, что мы вместе, мы едины.

Совместный ужин. Вся семья за общим столом, самый лучший и первый кусок давали отцу, как главе семьи, кормильцу.

Духовные ориентиры были следующие. С детства воспитание детей было ориентировано на семью.

 

Мальчика воспитывали как:

 

  • будущего главу семьи (прививали ОТВЕТСТВЕННОСТЬ),
  • воина и защитника (МУЖЕСТВЕННОСТЬ, ХРАБРОСТЬ), «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» Ин. 15:13.
  • хозяина (ОБЯЗАННОСТИ, ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД).

 

Девочку воспитывали прежде всего, в целомудрии. Если выходила замуж беременная, то это считалось позором, а теперь воспринимается как норма. Нам навязывают разврат, как норму жизни.

 

Девочку воспитывали как:

  • будущую жену (ПОМОЩНИЦУ мужа),
  • маму (любящую, добрую, ласковую)
  • хозяйку (ОБЯЗАННОСТИ, ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД)

Паисий Святогорец в своей книге «Семейная жизнь» пишет, что как есть физические законы, например, закон всемирного тяготения, так есть и духовные законы, данные Богом. Веришь ты в это или не веришь, но они существуют. Если ты будешь их нарушать, обязательно будет расплата. Незнание духовных законов не освобождает от ответственности. Поэтому, если хочешь счастливой семьи – соблюдай духовные законы.

До революции семьи были верующими и каждый член семьи понимал, что будет держать ответ перед Богом за то, как в земной жизни справился со своими обязанностями.

После революции 1917 года произошла смена идеологии. На уровне документов было прописано, что мы отказываемся от православия, Бога нет, жизни после смерти не существует, поэтому бери от жизни все. Провозгласили всеобщее равенство и братство. Детей будет воспитывать государство, а родители будут строить светлое будущее. Ленин предлагает самую оптимальную формулировку, по которой заключается брак: «Пролетарский гражданский брак с любовью». Внешне эта формулировка выглядит очень прилично, но если посмотреть психологически на эту фразу, то в ней можно увидеть часть, которая обязательно должна рвануть – это «брак с любовью». В православии есть четкий критерий «любви» — это жертвенность.

 

Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам пишет «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,6не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает.»

 

 

В формулировке Ленина установка на любовь – страсть. А любовь – страсть имеет четкую закономерность – она проходит. «Пролетарский гражданский брак с любовью» означает: если любишь – имеешь право жить, если не любишь – можешь быть свободным. Красивая, мягкая мина замедленного действия. Любовь ставилась единственным критерием по которому создавалась семья. Любовь важна, но если строить семью только на ней, без ответственности, долга, жертвенности, то мина обязательно рванет. Это дом на песке, это обязательно развалится.

А дальше стали принимать один за другим декреты о семье. «Декрет о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 20 декабря 1917 г. (СУ № 11. Ст. 16). «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки, церковный брак же объявляется  частным делом брачующихся», гласит Примечание к п. 1 Декрета.

В декрете сразу прописано, что:

  • церковь отделена от государства в вопросах семьи,
  • дается свобода расторжения браков,
  • полное равенство личных имущественных прав мужа и жены,
  • уравнение в правах брачных и внебрачных детей

В Царской России, чтобы сдерживать блуд, дети внебрачные и брачные имели разные права. Блуд приводит к сбою на генетическом уровне. Когда человек старается жить по заповедям Божиим, он прикрыт благодатью. Как только начинает грешить – благодать отходит. Чем больше разврата, тем больше на генетическом уровне рождается больных детей.

ПРИМЕЧАНИЕ. Внебрачные дети были уравнены с брачными относительно прав и обязанностей как родителей к детям, так и детей к родителям. Матери ребенка было представлено право судебным порядком доказать отцовство (п. 10 Декрета).

Однако Декрет обозначил лишь в общих чертах изменения в семейной сфере. Принятый же 16 сентября 1918 г. «Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве» (СУ № 76-77. Ст. 818) дает более ясное представление об изменениях, произошедших в этой сфере общественной жизни.

В 1918 г.  – декрет о равной оплате труда мужчины и женщины. «Мы не можем добиться полной свободы пролетариата, не  добившись свободы женщин». До 1917 г. государство было настроено на то, чтобы семьи были здоровыми и счастливыми. Государство понимало, что оно состоит из маленьких семей-кирпичиков. Чем крепче кирпичики, тем сильнее государство. Мужчина мог заработать так, что хватало на жену и детей, а жена занималась детьми и хозяйством. Уравняли женщин и мужчин, и, если до революции это сдерживало женщину, то после революции она могла прокормить себя сама, без мужа. Сейчас американские психологи провели исследование и пришли к выводу, что чем больше женщина зарабатывает, тем большей властью в семье она обладает.

1920 г. У нас в России впервые в мире были разрешены аборты.

Последствия этих революционных реформ не заставили себя долго ждать. Уже в 1930-е годы СССР завоевал первое место в мире по количеству разводов, которое с краткими перерывами удерживает по сей день.

Некоторое сдерживающее влияние оказали людские потери в Великой Отечественной войне. Чтобы компенсировать их, в 1944 г. был установлен очень сложный порядок развода через суд.

Тем не менее, развод считался аморальным и мешал партийной карьере. После развала СССР динамика браков и разводов снова ухудшилась. Соцопросы показывают, что среди россиян уверенно растет представление о разводе как социальной норме. По новейшим данным ВЦИОМ, только каждый 10-й полагает, что разводиться нельзя — надо сохранить семью любой ценой. (В 1990-м так считали 13 %, в 2007-м — 12 %). В том, что хуже от развода не будет и что надо разводиться, если возникло такое желание, уверены 11 % (23 года назад так считали только 5 %, 6 лет назад — 9 %).

Так что можно констатировать, что с каждым годом неуклонно снижается количество людей, готовых во что бы то ни стало сохранить брак.

Слово «Брак»- от западного слова «Брейк» — ломаться,

поломка, имело написание «БРАКЪ». Второе слово происходило от слова «Брать» (Бракть),

например, в жены в конце писалось «Ять». После реформы русского языка еры и ять убрали и стало два слова Брак и Брак, но разные по смыслу.

 

В контексте различных жизненных ситуаций избавление от проблем никогда не бывает полным и окончательным. Ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении детско — родительских отношений. Вирджиния Сатир, американский психолог, основоположник семейного консультирования считает, что успехи и неудачи в воспитании ребенка связаны с четырьмя основными психологическими явлениями:

  • Чувства и мысли человека по отношению к самому себе (самооценка родителей);
  • Способы, с помощью которых родители передают друг другу и детям различную информацию, делятся переживаниями (способы коммуникации);
  • Правила, которых придерживаются и которым следуют члены семьи;
  • Методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными институтами (социальные связи).

В. Сатир отмечает, что при всем многообразии проблем семья, испытывающая проблемы, всегда характеризуется низкой самооценкой родителей, неясными и нечестными коммуникациями, стереотипными, негуманными и чрезмерно ограничивающими жизнь правилами поведения. Но каждая проблемная семья может стать зрелой. Для того, чтобы научиться жить иначе, родителям необходимо признать тот факт, что временами их семья бывает действительно неблагополучной, простить самим себе прошлые ошибки и понять, что можно жить по-другому, — принять решение о необходимости изменения ситуации и сделать первые шаги на пути к этим изменениям.

Педагог-психолог МБУ ЦППМС помощи Сальского района.

Ткачева Татьяна Алексеевна.

Прокрутить вверх